Артур Карапетян родился в году в Гюмри (Ленинакан). С 1982 по 1986 год учился в Художественном училище имени Меркурова в Ленинакане. В 1994 году окончил художественно-графический факультет Ереванского педагогического института им. Х. Абовяна. В 2003 году окончил Университет истории культур в Москве. С 1995 года Карапетян жил на Урале (г. Березники Пермской области), в 2017 переехал в Краснодар.
Первая персональная выставка в Ленинакане не состоялась. За два дня до ее открытия, 7 декабря, произошло страшное землетрясение. С 1995 года художник участвовал в различных выставках в России и за рубежом: Перми, Алма-Ате, Сочи, Ереване. В 2001 году победил в конкурсе московского журнала «Художественный совет» и вошел в десятку лучших молодых художников России.
Главные «персонажи» картин, представленных на выставке, – храмы и горы. В одних работах – это центральные образы, в других – это фон, на котором проходит жизнь людей. Артур – альпинист с многолетним стажем. К своим сорока семи годам он взошел на многие вершины мира, совершил одиночные восхождения и первопроходы, взошел на самые высокие вершины семи континентов: Аконкагуа в Южной Америке (6962 м.), Эльбрус (5642 м.) в Европе, Килиманджаро ( 5895 м.) в Африке, Косцюшко (2228 м. ) в Австралии, Денали (6194 м.) в Северной Америке, Винсон (4897 м.) в Антарктиде, Джомолунгма (8848 м.) в Азии, дошел до высоты 7500. И на самых высоких вершинах он водружал государственные флаги Армении и России.
Каждое из этих восхождений было уникально, но все же больше всего ему запомнились не самые высокие горы, а самые значимые. Любовь к альпинизму приобрела метафорический смысл: горы – это и реальные вершины, о которых он мечтает, и переосмысление духовного пути человеческого духа к постижению истины, красоты, смысла жизни.
Артур Карапетян в горах не пишет картины, а как он говорит: «погружается в мир гор» а потом в мастерской по памяти все отдает холсту. Основное направление, в котором работает живописец, - неосимволизм, позволяющий наделять образы множественными метафорами, символами и аллегориями. Ярко выраженная вертикаль присутствует в композициях с горными пейзажами или древними христианскими храмами Армении.
Артур Карапетян принадлежит к армянской живописной школе – одной из самых сильных в ХХ веке на территории СССР и современной РФ. Ее отличает, с одной стороны, погружение в древние средневековые традиции, с другой - диалог с современными западными авангардными течениями ХХ века (особенно французской живописи). Отзвуки мозаики и фрески, влияние орнамента, предельно яркая декоративность, любовь к крупным и выразительным мазкам – это стилевые признаки, позволяющие мгновенно диагностировать армянскую школу. При этом ей присуще верность национальным традициям в темах, образах, сюжетах, символах.
Карапетян работает в контрастной цветовой гамме: холодной – в образах гор и горячей – в натюрмортах и изображении древних храмов. Суровость горных пейзажей компенсируется теплотой (в том числе духовной) архитектурных памятников.
Он избегает фотографичности и стремится к обобщению, создает сложные композиции, в которых использует разные ракурсы, то приближая горные гряды к зрителю, то отдаляя их в далекую перспективу. Иногда использует классические композиционные системы, компонуя образы согласно театральным законам о пространстве. На переднем плане художник изображает цветы, кувшины, фрукты, иногда женские образы, на заднем плане мы видим сияющие бело-голубые вершины, выступающие из розоватых облаков. Это могут быть и условные композиции, напоминающие современные авангардные сценические пространства. Но, как правило, на заднем плане - горные вершины.
Для большинства русских символом Родины является береза, для японцев - это гора Фудзи, а любой армянин не мыслит себя без Арарата – символа своего утраченного Отечества. Самый, казалось бы, простой путь увидеть Арарат вблизи - заняться альпинизмом и в группе российских спортсменов взойти на эту гору, прославленную в картинах, поэзии, музыке, танцах, журналистике. И это случилось в 2003 году, когда начинающему художнику, для которого его путь в искусстве еще не был до конца определен, после долгих бюрократических препон со стороны турецких властей, разрешили вместе с другими альпинистами взойти на вершину Арарата, где они сфотографировались с флагом Армении. Он - первый армянин, которому удалось подняться на эту вершину спустя 98 лет. Итогом восхождения стала книга, где он пишет о своем путешествии. Гора для начинающего художника и альпиниста была живой, способной к диалогу: «Все это время я как будто сливался с горой, как будто исчез, и время от времени случайные звуки и прикосновения возвращали меня в мое тело». Разговор с Араратом стал обретением себя не только как альпиниста, но и как художника. Арарат для Карапетяна - больше чем гора, поэтому он шел на восхождение не как альпинист, а как паломник. В своей книге он пишет, что только на вершине после долгих споров с горой понял, что горы никому не принадлежат, что они свободны. Стоит вспомнить, что именно к Арарату пришвартовался Ноев Ковчег. Неудивительно, что художник в течение всей своей последующей жизни писал и рисовал Арарат. Картина «Сошествие Ноя с Арарата», написанная в 2000 году, выставлялась в восемнадцати городах мира.
Еще в юности он самостоятельно взошел на году Аралер, потом «младшую сестру» Арарата, гору Арагац, которую с детства видел из окна своего дома. После этого один из его жизненных путей был определен.
Мало кто из альпинистов посещал Антарктиду. Наверное, только самые сильные и смелые. На самолете Ил-76, который раз в месяц летает из самого южного города Южной Америки до Антарктики, полет продолжался около 6 часов. В течение месяца восхождения при 45% морозе ( в группе было всего 4 человека) у всех участников жили воспоминания о лете, фруктах, цветах («Встреча с Антарктидой».2009).
Не так много и тех, кто поднялся на самую высокую вершину Земли – Джомолунгму (картина «Монастырь и Джомолунгма».2005, «Грани реального».2004). Из художников, которые писали ее, мы помнил Николая и Святослава Рерихов. Но нет сведений, чтобы они поднимались на вершину.
Особенно ценятся среди альпинистов одиночные первые восхождения, среди них Артур гордится восхождением по центру юго-западной стены горы Килиманджаро. Во время пути, на высоте, на пределе человеческих сил реальность меняется. И это именно то, что необходимо художнику. Возвращаясь в тишину своей мастерской, он соединяет натурные впечатления с мистическими и религиозными откровениями.
Путь в искусстве Артура Карапетяна оказался не менее сложным, чем в альпинизме. Ранний период творчества был продиктован трагическими событиями юности и увлечениями творчеством западных модернистов. В это время он экспериментирует с живописными и графическими техниками. Ранние работы начинающего художника построены на контрасте и резкости темных тонов. Он своими глазами видел землетрясение, гибель людей, разрушенные здания. Этот протестный период был не только реакцией на современную действительность, но поисками нового, свойственными начинающим авторам. Выходом из него стал следующий, бело-голубой период. Тогда темные цвета исчезли, забирая с собой весь негатив мира, и остался только белый и голубой цвет. Это был многолетний путь аскезы, освобождения от тяжести, нанесенной судьбой в юные годы. Это было обретение себя. Последний период, который длится уже 14 лет, я бы определила, как национальный. Молодой автор нашел свой стиль, соединяя новации модернизма с классической школой. Если раньше он писал и рисовал портреты, условные композиции, то сейчас его любимыми темами стали горы и древние православные храмы Армении. Древняя символика и склонность к метафорам (гранат-символ мужественности, голубь – символ христианской веры) логично вырастают из потребности поиска гармонии и мира.
К сегодняшнему дню у Карапетяна есть работы абстрактные и фигуративные, близкие к реализму и символические. Он полистилист, как и многие другие современные авторы. Сочетая декоративность Востока и пластические западные находки, он все время в творческом поиске. И как художник, и как альпинист. У Артура Карапетяна много планов очередных выставок в России и за рубежом и восхождения на разные вершины мира.
Артур Карапетян так говорит о себе и своей жизни: «И каждый раз покинув горы и спустившись в обычный мир, я как будто рождаюсь заново и очищенным иду на встречу новой судьбе» Пожелаем же ему в добрый путь.
Член АИС Соколинская Татьяна Ивановна
Полный текст